Система менеджмента качества

История создания СМК АО «МУА»


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СМК УНИВЕРСИТЕТА

В соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 декабря 2003 года N822 «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в организациях высшего профессионального образования», Планом работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 на 2004-2005 годы, утвержденного Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 06.02.04 г. N28-р «О гармонизации национальных стандартов с международными стандартами», в 2006 году Университет приступил к разработке, внедрению и сертификации системы менеджмента качества.

Решением Ученого совета и приказом ректора №207 от 26.09.2006 г. для координации деятельности по внедрению СМК в КазГМА в сентябре 2006 года был создан отдел менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000, с целью демонстрации способности Университета всегда последовательно оказывать образовательные услуги, отвечающие требованиям государственных общеобразовательных стандартов высшего профессионального образования и требованиям потребителей, а также с целью разработки, совершенствования и внедрения системы менеджмента качества для повышения качества образовательных услуг.

Первым руководителем отдела (с сентября 2006 года по февраль 2008 года) являлась профессор, д.б.н. Калиева Кунсулу Дальтоновна. Под руководством Калиевой К.Д. была проделана огромная работа по внедрению и сертификации СМК КазГМА.

С февраля 2008 года начальником отдела являлся доцент, к.м.н. Костюк Александр Владимирович.

С октября 2008 года сектором менеджмента качества руководила Раисова Карлыгаш Аскеровна.

А с февраля 2011 года начальником отдела менеджмента качества и стратегического планирования стала Жумашева Захира Сраждиновна.

Для внедрения системы менеджмента качества вуз должен обеспечить: качество содержания образования, качество подготовки абитуриентов и студентов, положительную мотивацию сотрудников и студентов, качество методического и материально-технического обеспечения, компетентность профессорско-преподавательского состава и других сотрудников, качество технологий обучения, качество технологий оценки, качество процесса руководства вузом. В основе системы управления, системы качества и системы подготовки находятся единые политика, цели и стратегия, которые необходимы для обеспечения согласованности и комплексности работы по повышению качества образования.

На начальной стадии проведения работ в указанном направлении проведена самооценка структуры управления, используемых методов управления и основных процессов, влияющих на эффективность деятельности АО «МУА». К проведению самооценки были привлечены ППС и сотрудники структурных подразделений. Самооценка проводилась на основе простейших опросных форм, содержащих вопросы и варианты ответов.

Основной целью проведения самооценки явилось получение всесторонней информации о деятельности университета с целью выработки плана мероприятий по созданию системы менеджмента качества, а также выявление потенциала для улучшения и проведения первоочередных корректирующих действий.

Проведение самооценки сопровождалось с организацией серии семинаров с сотрудниками по разъяснению основных целей и задач проводимых мероприятий.

Главной задачей являлось не создание системы менеджмента качества и ее сертификация, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования.

При создании СМК в первую очередь были определены все заинтересованные в деятельности вуза стороны. К ним относятся обучающиеся, работодатели, руководство и сотрудники, а также государство.

В Университете проведены ряд семинаров для сотрудников и преподавателей по требованиям СМК, созданы внутренние нормативные документы, сформированы рабочие группы, в состав которых вошли сотрудники, непосредственно занятые в выполнении регламентируемых видов деятельности, разработаны должностные инструкции, подробно объясняющие функции, обязанности, права, ответственность и требования к квалификации.

Побудительными причинами, которые стимулировали разработку и внедрение СМК, послужили, с одной стороны, обострение конкурентной борьбы среди вузов на рынке образовательных услуг: как в отношении стоимости обучения, так и в области его форм, специальностей, программ, с другой — необходимость быстрой реакции на меняющиеся потребности рынка труда и адаптации к ним. В сложившейся ситуации одним из ключевых факторов успеха является ориентация на потребителя, заинтересованного в получении качественного образования, поскольку оно выступает определенным гарантом профессиональной востребованности молодого специалиста по окончании вуза.

В феврале 2007 года руководство университета, проанализировав полученную информацию и имевшуюся документацию, пришло к выводу о готовности СМК вуза к проведению внешнего аудита в международном органе по сертификации «Moody International» (Великобритания) .

С 11 - 12 июня 2007г. проведен сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества Университета требованиям международного стандарта ISO 9000:2001 согласно Программе и плану сертификационного аудита.

Перед началом аудита «на месте» проведена предварительная проверка и оценка высланных документов системы менеджмента качества университета, а также области деятельности организации, требования законодательных, нормативных правовых актов, применяемых к проводимой оценке. По итогам предварительной проверки и оценки документов системы менеджмента качества университету выдано письменное Заключение органа, в котором сформулировано положительное решение о возможности проведения аудита системы менеджмента качества «на месте».

Сертификационный аудит проходил в форме опроса, интервьюирования персонала, анализа документов системы менеджмента качества и документов, регламентирующих функциональную деятельность структурных подразделений, анализа данных по результатам мониторинга результативности процессов системы, оценки достижения Целей в области качества, выполнения планов и мероприятий в области качества по улучшению системы менеджмента качества университета.

В ходе аудита группой аудита собраны, проверены и зарегистрированы данные: информация об области сертификации и области применения системы менеджмента качества университета, включая данные о соответствии качества сертифицируемой услуги, о функционировании процессов и взаимодействии структурных подразделений и об обеспечении результативности системы менеджмента качества в целом.

В соответствии с программой и планом аудита проверена полнота и точность отражения требований ISO 9000:2001 в документах системы менеджмента качества организации и их фактическое выполнение. Собрана информация об удовлетворенности потребителя, данные об обратной связи от потребителей, о результатах внутренних аудитов, данные анализа системы менеджмента качества со стороны высшего руководства. Сформирован перечень соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, применяемых в деятельности организации и информация об их соблюдении, а также проверены данные оценки образовательной и научно-исследовательской деятельности, производственных условий труда в организации.

По результатам сертификационного аудита выявлено: система менеджмента качества Университета достаточно полно описывает и регламентирует процессы, связанные с деятельностью по оказанию услуг: разработка и представление образовательных услуг в соответствии с правилами лицензирования государственными общеобязательными стандартами образования по специальностям и направлениям подготовки и государственной аккредитации: в сфере довузовской подготовки, высшего профессионального (бакалавриат), послевузовского (магистратура) образования, дополнительного профессионального образования; проведение научных исследований.

11 - 12 июня 2007года Университет прошел международную сертификацию по всем направлениям деятельности и получил сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9000:2001.


По истечении срока сертификата, в 2010 году руководством Университета было принято решение о ресертификации на соответствие международным требованиям ISO версии 9001:2008.

Проведена огромная работа по разработке и актуализации новых документов, описывающих как основные, так и поддерживающие процессы. Распространение документов в АО «МУА» реализовано через электронный документооборот в корпоративной сети, который организован посредством "Общего доступа" с определенными правами для каждого пользователя или для группы пользователей. Пользование документами осуществляется программными пакетами Microsoft (Word, Excel, PowerPoint и др.), которые установлены на каждом компьютере. Для конфиденциальности информации доступ к документам могут получить пользователи, входящие в корпоративный домен. Неопределенная рабочая станция доступа к документам не имеет. Благодаря упорядочиванию размещения документов и доступу к ним с любого рабочего места сотрудникам не требуется затрачивать излишние усилия на поиск необходимой информации. Заметим, что электронный формат не отменил «твердые копии» — все документы имеют подписанный и утвержденный бумажный оригинал, каждый сотрудник может получить его заверенную бумажную копию.

Университет 11-12 мая 2010 года прошел международную сертификацию по всем направлениям деятельности и получил сроком на 3 года сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 по предоставлению услуг высшего и пара-медицинского образования международной компанией AFNOR (Франция).

sert_iso1-001.jpg

Однако получение сертификата было для нас не самоцелью, а очередным рубежом, свидетельством того, что университет находится на правильном пути. Основная задача созданной СМК — предоставление качественных услуг внешним и внутренним потребителям.

В мае 2011 года Медицинский университет Астана успешно прошел 1-й инспекционный аудит системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008. Ежегодный надзорный аудит, прошедший 10-11 мая 2011г., провели представители международного сертификационного органа «АФАК АФНОР»: президент ТОО «Центр сертификации «InterCert», ведущий аудитор и руководитель группы д.м.н., профессор Абдрахманов Азат Абдрахманович и аудитор ТОО «Центр сертификации «InterCert» Виктор Ким.

Важным элементом управления качеством образовательной деятельности является анкетирование выпускников и работодателей о степени соответствия полученных знаний и умений на практике и может решаться в рамках стратегического партнерства АО «МУА» и Управлений здравоохранения и ЛПО регионов РК для повышения качества образовательной деятельности.

Система менеджмента качества АО «МУА», направленная на создание и поддержание условий качественной подготовки специалистов и, как следствие, достижение высоких показателей, становится частью общей системы управления образованием, а значит объектом регулярного анализа и оценки со стороны высшего руководства, является основой планирования деятельности, а также разработки систем мотивации персонала.

В настоящее время в университете осуществляется:

- переход на автоматизированную систему электронного документооборота;

- повышение уровня обеспеченности и улучшение доступности для обучающихся информационно-библиотечного и информационно-телекоммуникационного сервиса;

- повышение эффективности управления вузом и улучшение качества образовательных услуг на основе технологий электронного университета;

- расширение функций электронной библиотеки университета и обеспечение доступа обучаемых к полнотекстовым учебным материалам через Интернет;

- издание современной учебной литературы и монографий по профилю университета;

- постоянное повышение квалификации работников университета для работы в информационной среде, базирующейся на электронных образовательных, научных ресурсах и использовании соответствующих информационных систем;

- оптимизация системы управления университетом путем непрерывного улучшения системы менеджмента качества;

- развитие инфраструктуры и материально-технической базы университета;

- развитие студенческого самоуправления;

- социальная поддержка молодых преподавателей и ученых с целью их закрепления в вузе и творческого роста. 


Вернуться к списку
НАО “Медицинский университет Астана”
Copyright © 2022 НАО “МУА”, Казахстан, г. Астана, Бейбітшілік 49а
010000 Тел.: +7 (7172) 53 94 47; +7 700 153 94 47
Яндекс.Метрика