В условиях стремительно меняющегося мира и быстрого прогресса в области медицины и образования, повышение квалификации преподавателей становится важным и неотъемлемым элементом успешной образовательной системы. В НАО "Медицинский университет Астана" активно реализуется программа повышения педагогической квалификации, которая нацелена на развитие профессиональных компетенций преподавателей и улучшение качества образовательного процесса. При формировании Плана повышения квалификации ППС по педагогическим компетенциям большое внимание уделяется нормативным документам, регулирующим образовательный процесс. В частности, учитываются: Приказ министра науки и высшего образования РК от 20.11.2023 года №591, который определяет основные направления и приоритеты в сфере повышения квалификации педагогов, а также Приказ Министра здравоохранения РК от 21 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-303/2020, который устанавливает требования к подготовке специалистов в области медицины и здравоохранения. Эти документы служат основой для разработки программ, соответствующих современным требованиям образовательной системы и обеспечивают высокие стандарты подготовки специалистов.
Так семинары по повышению педагогических компетенций охватывают пять основных направлений, которые являются ключевыми для профессионального роста и развития преподавателей – это:
1. Развитие коммуникативных навыков: В современном образовательном процессе коммуникативные навыки являются основой успешного взаимодействия между преподавателями и студентами. Семинары по этому направлению помогают участникам освоить техники эффективного общения, активного слушания и навыки обратной связи. Это, в свою очередь, способствует созданию атмосферу доверия и открытости в учебном процессе, что позволяет студентам более активно участвовать в обсуждениях и задавать вопросы.
2. Развитие научного потенциала: Научное исследование является важным компонентом образования в области медицины. Преподаватели, обладающие высокими научными компетенциями, могут эффективно передавать свои знания обучающимся, а также способствовать развитию инновационных подходов в учебном процессе. Семинары, направленные на развитие научного потенциала, включают в себя изучение актуальных научных тенденций, методологии исследования и публикационной деятельности. Преподаватели получают возможность делиться своими научными достижениями и обмениваться опытом с коллегами.
3. Развитие лидерских и организационных навыков: Развитие лидерских навыков помогает им эффективно управлять учебным процессом, мотивировать студентов и создавать команды для выполнения совместных проектов. В рамках семинаров рассматриваются различные стили лидерства, техники управления временем и конфликтами, а также методы формирования продуктивной образовательной среды.
4. Совершенствование знаний по инновационным и современным технологиям обучения: Век цифровых технологий диктует новые требования к методам обучения. Преподаватели должны быть знакомы с последними достижениями в области образовательных технологий, чтобы успешно интегрировать их в учебный процесс. Семинары по этому направлению обучают использованию интерактивных платформ, онлайн-курсов, виртуальных симуляций и других новшеств, что позволяет сделать обучение более интересным и эффективным.
5. Развитие профессиональных знаний по профилю преподаваемых дисциплин: Преподаватели имеют возможность углубить свои знания в специфических областях медицины, что позволяет им оставаться актуальными в своей профессии и обеспечивать высокое качество образования для студентов.
За последние два года в университете наблюдается значительный рост активности в проведении семинаров. Количество организованных мероприятий увеличилось в 2 раза, что свидетельствует о высоком интересе преподавателей к повышению своей квалификации. Только за прошлый 2023-2024 учебный год проведено 37 семинаров и мастер-классов в сравнении с 16 семинарами в 2022-2023 учебном году. В результате, количество посещений семинаров также возросло в 2 раза и приравнивается к 2232 посещениям в сравнении с 1046 посещениями в 2022-2023 учебном году, что подчеркивает активное участие преподавателей в процессе своего профессионального развития. Также одним из показателей успешности программы является увеличение количества выданных актов внедрения образовательных технологий, которое также удвоилось. Это свидетельствует о том, что преподаватели не только осваивают новые знания, но и активно применяют их в своей практике, что в конечном итоге улучшает качество образования, предоставляемого студентам.
Университет продолжает активно развивает и международные отношения, что позволяет обмениваться опытом и знаниями с зарубежными коллегами. Например, в рамках одного из семинаров выступил лектор из Турции, Fazıl Serdar Gürel, который является выпускником Школы медицины университета Hacettepe. Он прошел обучение в учебно-научном госпитале Анкары и является специалистом по семейной медицине со стажем работы более 20 лет. Кроме того, он закончил Школу бизнеса университета Anadolu. Fazıl Serdar Gürel работал в Министерстве здравоохранения Турции координатором программы "Переподготовка семейных врачей", консультантом по образованию деканов стоматологических факультетов, консультантом по образованию деканов фармацевтических факультетов, провостом в Медицинском университете Семей, в настоящее время консультирует более 37 медицинских и стоматологических школ в Турции. Он является основателем и владельцем частной компании по разработке программного обеспечения в технопарке университета Хаджеттепе, программное обеспечение используется более чем в 140 университетских программах. Является автором более 20 научных публикаций и научной литературы, а также обладателем более 10 заявлений на патенты.
Это уже 5 визит Fazıl Serdar Gürel, в этом году семинар был направлен на изучение активных методов обучения и оценку знаний обучающихся. Данный семинар посетили более 100 сотрудников университета, а также более 20 сотрудников медицинских вузов, таких как Западно-Казахстанский медицинский университет имени М.Оспанова, Казахский Национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, а также более 10 преподавателей медицинских вузов Таджикистана и Кыргызстана.
«Как зарубежный лектор, я хотел бы выразить свою искреннюю благодарность руководству и преподавателям этого университета. Я был впечатлён тем, как преподаватели адаптируют различные методы преподавания, чтобы удовлетворить потребности различных групп студентов, что, безусловно, является залогом успешного обучения. Их подход к обучению основан на современных методах и технологиях, что делает занятия интересными и актуальными. Преподаватели демонстрируют глубокие знания своих предметов и активно завлечены изучением нового материала. В этом году семинары были направлены на активные методы обучения и оценивание студентов: мы с коллегами рассмотрели различные методы обучения, инструменты для оценивания знаний, обсудили разницу между компетенциями и результатами обучения, обменивались опытом по разработке силлабусов и многое другое. По итогам каждого семинара, я получил исключительно положительную обратную связь от преподавателей. Я искренне надеюсь, что проведенные мною семинары приносят результаты и оказывают положительное влияние на студентов в целом.
Я с уверенностью могу сказать, что преподаватели этого университета делают значительный вклад в образование и развитие студентов, и я с нетерпением жду возможности продолжить сотрудничество с ними в будущем» - Fazıl Serdar Gürel.
Таким образом, НАО "Медицинский университет Астана" активно развивает систему повышения квалификации своих преподавателей, что является залогом успешного обучения студентов и подготовки высококвалифицированных специалистов в области медицины. Инвестиции в профессиональное развитие педагогов не только способствуют их личностному и карьерному росту, но и напрямую влияют на качество образования обучающихся.