Основными составляющими качества образовательных услуг являются качество результата (знания, умения, навыки выпускников) и качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам).
Исходя из данных критериев, система менеджмента качества (СМК) вуза должна выполнять следующие основные процессы:
- процесс формирования содержания образования, который должен определять:
- структуру планирования учебного процесса,
- структуру специальностей ВУЗа, отражающую заказ государственных и региональных потребителей,
- учебные планы и рабочие программы, соответствующие требованиям ГОСО и потребителей;
- процесс организации учебной деятельности, который формирует структуру ВУЗа, направленную:
- на методическое и материальное обеспечение учебной деятельности,
- на выполнение учебных планов учебных программ.
Разработана типовая схема организации учебной деятельности:
- процесс оценки качества образовательных услуг, включающий:
- внутренний аудит кафедр и подразделений ВУЗа на соответствие требованиям СМК,
- самоконтроль на кафедрах и в подразделениях,
- рейтинг-контроль, аттестацию, государственные экзамены, государственную аттестацию, опрос мнения потребителей;
- процесс управления системой качества образовательных услуг, который регламентирует:
- структуру управления образовательным процессом в вузе,
- структуру документооборота СМК.
Анализ основных показателей качества работы коллектива университета проводится по критериям для определения рейтинга вузов, который учитывает учебную, методическую, научную, международную деятельность, организацию материально-технического снабжения, повышение квалификации персонала, работу приемной комиссии и многое другое.