В 90-х годах прошлого века мировое сообщество перешло к новому этапу развития управления качеством - планированию качества.
Основной задачей стоящей перед производителями продукции и услуг на этом этапе - полное удовлетворение потребителя.
Эта тенденция нашла свое отражение в новой версии стандартов ISO (International Organization for Standardization) семейства 9000.
ИСO — это международная организация по стандартизации, являющаяся всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов IИСO).
Цель ИСO - развитие принципов стандартизации и проектирования на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и видах деятельности.
Разрабатываемые ИСO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 - серия стандартов ISO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций и предприятий.
o ИСO ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования».
o ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
o ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
o ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 19011:2002 — Рекомендации по аудиту систем контроля качества и/или охраны окружающей среды».
Казахстанские версии стандартов:
МС ISO 9000-2005 - аналог СТ РК ИСО 9000:2007
МС ISO 9001-2008 - аналог СТ РК ИСО 9001:2009
Одним из наиболее важных моментов данных стандартов является их универсальность, использование их предприятиями различных форм собственности. Все они содержат нормы и требования, которым должна соответствовать система менеджмента качества, независимо от того будет она сертифицирована или нет. Именно для этих целей используются Международные стандарты ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004. ГОСТ Р ISO 19011:2002 используется в качестве регулирующего вопросы организации и проведения аудитов.