На пути к качеству, улучшению услуг и деятельности, высшее руководство Университета в начале 2011 года приняло стратегическое решение внедрить в менеджмент Университета Европейскую Модель совершенства EFQM. Таким образом, в Университете начались работы по интеграции системы менеджмента качества с Моделью совершенства EFQM. Модель совершенства EFQM Университета является объединяющей структурой, обеспечивающей единство всех применяемых в Университете практик (инструментов) менеджмента для достижения устойчивого его развития.
Интегрированная система менеджмента Университета построена и функционирует на основе:
- Принципов системы менеджмента качества и требований международного стандарта ISO 9001:2008;
- Фундаментальных концепций и критериев Модели Совершенства EFQM.
Высшее руководство Университета несет ответственность за постоянное совершенствование интегрированной системы менеджмента с целью повышения эффективности управления Университетом и показателей удовлетворенности своих потребителей и других заинтересованных сторон.
Для обеспечения общего руководства в интегрированной системе менеджмента высшим руководством Университета назначен Представитель руководства по ИСМ - Проректор по образовательной деятельности.
Для организации, внедрения, контроля и улучшения функционирования интегрированной системы менеджмента в Университете создано структурное подразделение – Отдел менеджмента качества и стратегического планирования.
Что дает учреждению ИСМ?
В настоящее время практически все развитые промышленные страны мира вступили в новый этап, который характеризуется бурным развитием систем управления качеством, в которые входит и интегрированная система менеджмента качества.
В том случае, если система менеджмента качества уже внедрена ранее, другие системы менеджмента ISO могут быть интегрированы в неё, так как все системы менеджмента семейства ISO разработаны по единому принципу и совместимы друг с другом. Однако одновременная разработка и внедрение нескольких систем, поможет значительно упростить как сам процесс сертификации, так и ресертификацию и внутренние аудиты. Естественно, что такие системы создаются в полном соответствии с требованиями, которые предъявляются к системам менеджмента международными стандартами, такими, как ISO 9001:2008. и другими стандартами. Все данные стандарты разрабатывались с учетом мирового практического и теоретического опыта, который был наработан при разработке и внедрении систем менеджмента качества.
Сертифицированная и внедрённая ИСМ позволяет максимально оптимизировать, контролировать и адекватно оценивать все производственные процессы предприятия по удобной и простой схеме. Естественно, это положительно влияет на каждый из контролируемых процессов и на деятельности предприятия в целом.
Компания, в которой внедрена и сертифицирована ИСМ более привлекательна для всех: для страховых компаний, инвесторов, акционеров, российских и зарубежных партнеров, потребителей и т.д. Сертификация ИСМ значительно расширяет перспективы её дальнейшего роста и позволяет существенно укрепить позиции предприятия на внешнем и внутреннем рынках.
Международный опыт доказывает, что только те компании, которые смогли внедрить интегрированные системы менеджмента, могут достичь устойчивого успеха на мировом рынке.
Специалисты компании ISO-Business помогут Вам в разработке и внедрении, оптимальной для Вашей компании, интегрированной системы менеджмента, соответствующей международным стандартам ISO.
Очевидно, что внедрение интегрированной системы менеджмента качества является более экономичным и эффективным, если сравнивать с независимым внедрением сразу нескольких стандартов, которые распространялись бы на системы менеджмента. Но тут стоит отметить такое обстоятельство, что, несмотря на все более возрастающую актуальность данной проблемы, а также на эффективность работы интегрированных систем менеджмента, в литературе можно обнаружить крайне мало документации и рекомендаций по данному вопросу.
Определение ИСМ
Интегрированные системы менеджмента
Интегрированные системы менджмента - это системы менеджмента, отвечающие требованиям двух и более международных стандартов. Организация сама должна выбрать, требования каких стандартов являются для нее приоритетными.
Преимущества ИСМ:
- ИСМ обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект , заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;
- ИСМ минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;
- Создание ИСМ, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
- Число внутренних и внешних связей в ИСМ меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;
- В ИСМ достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
- Способность ИСМ учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
- Затраты на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.
Назначение ИСМ
1.1 Интегрированная система менеджмента Университета применяется для постоянного улучшения предоставляемых услуг и осуществляемых видов деятельности с целью наиболее полного удовлетворения требований потребителей услуг и всех других заинтересованных сторон (персонала, партнеров, поставщиков, общества и государства).
1.2 Интегрированная система менеджмента Университета распространяется на образовательную деятельность по подготовке кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавр, специалист) согласно государственным общеобразовательным стандартам образования по специальностям в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитацией, а также на все другие виды оказываемых услуг и осуществляемых Университетом видов деятельности.
1.3 В интегрированной системе менеджмента (далее - ИСМ) Университета применяются все требования международного стандарта ISO 9001:2008
Описания идентифицированных процессов ИСМ Университета приведены в Картах процессов.
4.1.1.4 Документированные процедуры ИСМ Университета оформлены в виде стандартов университета.
4.1.1.5 Порядок выполнения отдельных работ (операций) регламентируется в Университете в виде рабочих инструкций.
5.4.2 Планирование системы менеджмента
5.4.2.1 Планирование системы менеджмента, определение (реинжиниринг) ее процессов и процедур, необходимых для реализации общей стратегии и политики в области качества Университета осуществляется в результате периодического определения слабых и сильных сторон деятельности, анализа текущей ситуации по ключевым показателям деятельности, анализа тенденций развития Университета, а также изменений во внешней по отношению к Университету среде.
5.4.2.2 Планирование создания (совершенствования) системы менеджмента охватывает определение процессов, ответственных лиц по каждому процессу (владельцев процессов), сроков разработки и внедрения (выполнения работ по совершенствованию) системы менеджмента. Мероприятия по разработке и внедрению (совершенствованию) системы менеджмента в Университете документально оформляются в виде планов проектов внедрения (совершенствования) системы менеджмента.
5.4.2.3 За сохранение целостности системы менеджмента при планировании и внесении в нее изменений несет ответственность ПРИСМ в соответствии со своими обязанностями, изложенными в Положении о Представителе руководства по ИСМ.
8.2.2 Внутренний аудит
8.2.2.1 В Университете внедрена процедура внутреннего аудита с целью установления того, что интегрированная система менеджмента:
- соответствует запланированным мероприятиям, требованиям МС ISO 9001 и требованиям к интегрированной система менеджмента, установленным Университетом;
- результативна, и поддерживается в рабочем состоянии.
8.2.2.2 Также внутренний аудит проводится с целью выявления потенциальных возможностей улучшения процессов и интегрированной системы менеджмента Университета в целом.
8.2.2.3 Внутренние проверки (аудиты) ИСМ планируются ежегодно в начале года.
8.2.2.4 Критерии, область применения, частота и методы внутренних аудитов, требования к аудиторам, порядку проведения и оформления результатов проверок определены и документированы в стандарте университета «Внутренний аудит» (СУ-МУА-07).
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов
8.2.3.1 В Университете осуществляется регулярный мониторинг идентифицированных процессов ИСМ (определение оценки результативности по установленным критериям) владельцами процессов с целью демонстрации способности процессов достигать запланированных результатов, выявления тенденций показателей результативности процессов. Результаты оценок результативности процессов анализируются на заседаниях кафедр (собраниях управлений, отделов), Советах факультетов, заседаниях руководства Университета.
8.2.3.2 В картах процессов ИСМ Университета установлены:
- методика мониторинга и измерений;
- методы сбора и место хранения информации, касающейся измеряемого показателя, методы расчета и анализа данных;
- сроки и периодичность сбора и анализа данных;
- лица, отвечающие за сбор, анализ и использование данных;
- лица, которым должна быть известна собираемая информация и которые должны проводить ее анализ;
- требования к выполнению последующих действий для обеспечения результативности процессов.
8.2.3.3 Применяемые показатели результативности и методики измерения периодически анализируются на предмет точности и пригодности – при анализе процессов владельцами процессов и анализе ИСМ со стороны руководства.
8.2.3.4 Мониторинг и измерение технологических процессов – процессов предоставления услуг осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих отраслевых нормативных документов и стандартов.
Чтобы качественно и оперативно проводить мониторинг мы:
· установили параметры мониторинга процессов,
· определили методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов;
· сформировали критерии оценки результативности и эффективности процессов и ИСМ в целом.
Результаты мониторинга процессов и систем менеджмента передаются Представителю высшего руководства по ИСМ, который на основе полученных данных проводит анализ пригодности, достаточности и результативности ИСМ
Заключение:
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.
Интегрирование систем менеджмента, отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития нашей организации.